Мы привыкли, что малыши открыты окружающему миру и с охотой знакомятся с новыми людьми. Однако некоторые дети предпочитают смотреть мультики и играть в видеоигры вместо того, чтобы взаимодействоват
В садике и на игровых площадках такие дошколята стоят в стороне от других деток и не претендуют на активную роль. Сегодня мы расскажем, почему кроха ни с кем не дружит и чем ему может помочь мама с папой.
Нежелание детей общаться с ровесниками должно стать для родителей тревожным звонком, поскольку от социальных навыков, полученных в детстве, зависит успешность всей дальнейшей жизни. Это и школьные умения, и карьерные высоты, и успехи в личной жизни.
Первые друзья в жизни ребенка
Регулярные контакты с ровесниками чаще всего завязываются у малыша в момент поступления в ясли, садик или группы кратковременного пребывания. Как же начинается детское приятельство?
- Двухлетки завязывают взаимоотношения с другими малышами через совместные игры. Дети обучаются игре и одновременно учатся дружить, наблюдая и подражая друг другу. Четкого лидера в таком взаимодействии нет, эта роль плавно переходит от одного малыша к другому.
- Высокие способности к дружеским отношениям проявляются у тех деток раннего возраста, которые умеют свободно общаться с родителями и прочими значимыми взрослыми.
- Трех-четырехлетн
ие дошкольники уже могут поставить себя на место приятеля. Когда другой ребенок плачет или обижается, кроха может проявиться сочувствие, пожалеть, встать на его защиту. - И уже в четыре-пять лет мы можем говорить о постоянных дружеских отношениях, когда малыш по собственным критериям находит себе одного-двух близких товарищей, с которыми хочет поддерживать добрые отношения не только в садике, но и за его пределами.
Признаки детского одиночества
Не всегда маленький человечек может подойти к родителям и пожаловаться на то, что с ним в группе и на детской площадке никто не дружит. Особенно это относится к замкнутым и застенчивым детям. Как же взрослые могут догадаться о том, что их чадо страдает от одиночества?
- Приглядитесь к детскому поведению в песочнице, на игровой площадке. Кроха может демонстрировать повышенную активность, бегая, качаясь на качелях, строя куличики, но при этом не взаимодействоват
ь со сверстниками или, напротив, ссориться и конфликтовать с ними. - Отчуждение проще всего разглядеть в дошкольной группе, где дошколята проводят даже больше свободного времени, чем дома. Старайтесь обращать внимание на то, играет ли с кем-нибудь малыш или просто сидит в одиночестве. На праздничных утренниках смотрите, активен ли он, пользуется ли он успехом среди одногруппников.
- Маленький одиночка с огромной неохотой посещает детский сад, пытаясь отыскать любую лазейку, чтобы туда не ходить. Он не хочет рассказывать о детсадовцах, взрослым необходимо вытягивать из него подобную информацию чуть ли не клещами.
- День рождения и именины проходят без сверстников (за исключением родных и двоюродных братьев и сестер), которые также не зовут ребенка на собственные торжества.
Конечно, это далеко не все симптомы детского одиночества, но самые очевидные. Возможно, вы замечали у своего малыша и другие признаки нелюдимости и нежелания общаться.
Почему ребенок ни с кем не дружит?
Одиночество дошкольника должно насторожить родителей, ведь для него естественно искать партнеров по играм. Каковы причины того, что ребенок избегает общения? А может, это с ним не желают играть сверстники?
- Безусловно, при оценке детского поведения следует учитывать и личностные особенности малыша. Дети-интроверты и флегматики сами по себе не склонны заводить многочисленные отношения. А ребенок, опережающий ровесников по уровню развития, зачастую тяготеет больше к взрослым, а не дошкольникам.
- К сожалению, дети часто довольно жестоки и дразнят тех, кто имеет явные от них отличия. Излюбленным поводом для издевок и насмешек может стать ношение очков, заикание, рыжие волосы или лишний вес. Отсюда обида на сверстников и нежелание с ними контактировать.
- Иногда в детском одиночестве виноваты и сами родители, которые по разным причинам стараются оградить ребенка от других детей. Это может быть серьезное заболевание у малыша, стремление найти более выгодных с какой-то позиции приятелей.
- Мешающие общению черты характера, такие, как агрессия, застенчивость, замкнутость, зачастую приводят к тому, что дети превращаются в настоящих изгоев, которые не способны предложить интересную идею для развлечения и сами боятся вступить в игру.
- Воспитывая ребенка как «кумира семьи», внушая ему мысль, что он должен быть всегда первым, стремиться к лидерству, взрослые могут оказать крохе медвежью услугу. Есть вероятность, что такой баловень откажется общаться с теми детьми, которые не принимают его избранного положения.
- Еще одну группу риска составляют «домашние» малыши, проводящие большую часть времени с мамой и бабушкой. При поступлении в детский сад они испытывают очевидные сложности при общении со сверстниками и часто не могут найти себе друзей.
Однако если ребенок вообще отказывается от контактов, пора принимать эффективные меры по улучшению его социализации.
Что делать взрослым, если ребенок ни с кем не дружит?
На самом деле, родители смогут сделать очень много полезных вещей, чтобы помочь малышу подружиться с другими детками. Например, познакомить с ровесником, который обладает схожими интересами. Предлагаем еще несколько советов от опытных психологов.
- Одинокому ребенку необходимо ощущать родительскую поддержку. Если у вас был личный неприятный опыт в детстве (отсутствие друзей), обязательно поделитесь им. Главный смысл подобной беседы – рассказать, как вы справились с этой ситуацией.
- Попробуйте устраивать у себя дома различные праздники и развлечения, на которые можно пригласить одногруппников. Вполне вероятно, вне стен дошкольного учреждения дети подружатся намного быстрее. Еще одна идея – познакомиться с мамами других ребятишек и выбираться на совместные семейные посиделки: в парк и кафе.
- Если изолированность и отчужденность связаны с психологическими особенностями поведения самого чада (обидчивость, агрессия, избалованность, замкнутость), не бойтесь обращаться за поддержкой к опытному специалисту.
- Запишите своего отпрыска в танцевальную школу или спортивную секцию, если ребенок стесняется лишнего веса. Этим вы поможете малышу избавить от психологических комплексов, мешающих дружбе и знакомству со сверстниками.
- На детскую площадку или в садик принесите мячик и разноцветные мелки, тогда вы сможете организовать совместную игру, в центре которой окажется ваш ребенок. Предложите деткам поиграть в подвижные развлечения: салки, жмурки, прятки, казаки-разбойник
и. - Призовите на помощь воспитателя, который сможет включить малыша в театрализованную деятельность. Подобные занятия замечательно действуют на застенчивых деток, которые в непринужденной обстановке смогут выстроить добрые отношения с ровесниками.
- Опытные педагоги также способны подсказать мамам и папам, с кем из детей их маленький одиночка лучше всего взаимодействуют. Попросите воспитательницу высаживать их за один стол во время завтрака и учебных мероприятий.
Нельзя принуждать малыша дружить с конкретным сверстником, навязывать общением с товарищами по детской площадке и одногруппниками. Не забывайте, что любые неосторожные слова и поступки могут вызвать негативные последствия в будущей школьной жизни.
Поведение ребенка в обществе напрямую зависит от воспитания родителей, если дружелюбие и общительность подкреплять и показывать на личном примере и постоянно общаться с ребенком, то его коммуникативность будет развиваться в правильном направлении.
Не согласна. Это зависит не от воспитания, а от природных данных. Я сама всю жизнь, как волк-одиночка, но меня это устраивает. У меня есть семья, и большего не надо.
Необходимо найти общий язык с ребенком, постараться выявить причины антипатии, личным примером показать как выглядит дружба и все будет здорово!