Малыши попадают в удивительный мир сказок и приключений в самом юном возрасте – обычно в два годика. Однако любящая и заботливая мама готовит их к этому уже с младенчества.
Первая литература в жизни крохи – колыбельные, затем идут пестушки, короткие стихотворения и прибаутки. Постепенно, шаг за шагом, ребенок переходит к сказке, которая теперь будет сопровождать его всю жизнь.
Из нашей статьи вы узнаете, как сказочные истории влияют на психологическое развитие детей.
Сказки знакомят малыша со сложными человеческими взаимоотношениям
Подбираем сказку для каждого возраста
При выборе лучшей сказочной истории для своего чада обязательно учитывайте его возраст и особенности психического развития. Лишь в этом случае сказка будет полезна вашему малышу.
От двух до пяти лет
В этом возрастном периоде главные герои детских сказок – дикие и домашние животные. Дети, повторяя за взрослыми, начинают подражать жестам и звукам сказочных зверей.
Малыши особенно любят такие сказки, как «Колобок», «Теремок» и «Репка», где многократно повторяется сюжет. Благодаря повторению ребенок легко ориентируется в сказке и буквально растворяется в ней.
Приобретайте книги с качественными иллюстрациями, разыгрывайте кукольные представления на основе сказки или смотрите мультфильмы, снятые по сказочному сюжету.
В этом возрасте активно развивается фантазия, поэтому чувствительные малыши могут пугаться персонажей волшебных историй.
Обязательно обращайте внимание на нелюбимых и любимых героев, чтобы вовремя установить и устранить возможные психологические проблемы.
От пяти до семи лет
Старшему дошкольнику можно читать любые детские произведения, которые ему интересны. Безусловно, следует отдавать предпочтения тем сказкам, которые развивают положительные качества личности: доброту, трудолюбие, храбрость.
К моменту поступления в школу многие дети уже умеют и любят читать самостоятельно. Поощряйте это стремление, однако не отмахивайтесь от крохи, если он просит вас прочитать ему книгу.
Чтение сказок, как и общая игра, замечательно сближает старшее и младшее поколение, создавая тесную эмоциональную связь.
Влияние сказки на психическое развитие ребенка
Главное предназначение сказочных историй – рассказать детям о мироустройстве, подготовить их к будущей взрослой жизни. Психологи также выделили несколько факторов воздействия сказок на развитие личности ребенка.
- Волшебные истории формируют эмпатию – умение сопереживать. Узнавая о приключениях сказочных персонажей, ребенок переживает за их судьбу, борется вместе с ними против злых героев, а также учится преодолевать различные препятствия на пути к победе.
- Сказочные истории играют значимую роль в полоролевом воспитании детей. Девочки усваивают модель будущей матери, хорошей хозяйки и подруги. Мальчики же осваивают другие роли: защитника слабых, сильного мужчины, кормильца семьи. Конечно, сказки для мальчишек и девчонок нужно читать детям обоих полов, поскольку разделение весьма условно.
- Через сказки родителям проще объяснить своему чаду такие нравственные понятия, как «плохо» и «хорошо». Маленькие дети не любят и не понимают нотации и нравоучения, а в волшебных историях доступным языком рассказывается, как необходимо вести себя в той или иной ситуации. Можно сказать, что сказки прививают добро.
- Влияние сказки на развитие детей очевидно – она совершенствует речь, а также воображение, детскую фантазию, поскольку малыш представляет себя на месте главного героя. Такое умение является новым этапом в жизни ребенка и основой для дальнейшего развития его творческих способностей.
- Сказки расширяют кругозор детей, социализируют их в обществе. Мир двухлетнего карапуза существенно ограничен – мама с папой, бабушки да приятели по песочнице. Через сказочные истории кроха узнает о диковинных животных, волшебных странах, царевнах и царевичей, Кощее Бессмертном и Бабе-Яге.
Типы сказочных историй и их влияние на ребенка
Все существующие сказки можно условно разделить на два основных вида: авторские и народные. И те, и другие, безусловно, интересны для детей, поэтому давайте подробнее на них остановимся.
Народные сказки
Они сочинялись, менялись и трансформировали
Прежде всего, детей следует познакомить со сказками своего этноса, чтобы приобщить к родной культуре. Но и ограничивать малыша только, к примеру, русскими сказками не следует, особенно в нашей многонационально
Народные сказки, в свою очередь, подразделяют на три главных типа.
1. О животных. Именно эти сказочные истории лучше всего учат маленьких детей. Для малышей животные не просто персонажи, а настоящие личности со своими умениями, достоинствами и недостатками. Почитайте своему карапузу такие сказки, как «Теремок», «Рукавичка», «Коза-дереза» и т.д.
2. Бытовые. Они рассказывают о семейной жизни, демонстрируют способы решения конфликтов. Главный герой с шутками да прибаутками преодолевает все препоны и добивается своей цели. Бытовые истории помогают воспитать в ребенке упорство, целеустремленнос
3. Страшные. Эти сказки вырабатывают у детей своеобразный иммунитет перед сложностями взрослой жизни. Конечно, подобные истории нужно дозировать и не читать перед сном, особенно если у вас подрастает эмоциональный ребенок, однако полностью изолировать малыша от них не стоит. Прочитайте с подросшими детьми следующие сказки: «Беглый солдат и черт», «Рассказ о ведьме» и др.
Авторские сказки
Этот тип сказочных историй также важен для развития детей, поскольку характеризуется большим разнообразием персонажей и неожиданными поворотами сюжета.
Авторские сказки можно условно разделить на несколько видов.
1. Волшебные. Сказки о волшебстве и чудесах, созданные писателями, отличаются от народных большей образностью и конкретностью героев, более четким и продуманным сюжетом. Наверняка и вы сами в детстве читали великолепные истории братьев Гримм, Ш. Перро, Г.Х. Андерсена.
2. Обучающие (дидактические). Эти сказки, придуманные чаще всего педагогами, направлены на обучение детей без нотаций и уроков. Малышам таким способом гораздо проще и интереснее выучить буквы и цифры. Яркий пример таких историй – сказка «В стране невыученных уроков», раскрывающая важность знаков препинания.
3. Психокоррекционн
Признаки хороших сказок
Иногда родители, листая книгу с детскими сказками, хватаются за голову. В волшебных историях кипят нешуточные страсти: мама с папой прогоняют своих чад в лес, старая ведьма пытается их зажарить, но они сами сжигают ее в печи и т.д. Согласитесь, подобный сюжет больше походит для триллера, а не для сказки для дошкольников.
Однако специалисты уверены – такие истории имеют право на существование, поскольку учат детей бороться со своими страхами.
И все же выбирать сказки для малышей нужно вдумчиво, руководствуясь советами сказкотерапевта, доктора психологии Татьяны Зинкевич-Евстигн
- 1. Добро всегда сильнее зла. Этот принцип формирует у ребенка нравственные ориентиры. Однако данное правило не распространяется на истории-предупре
ждения, в которых лиса съедает непослушного Колобка, мышка разбивает яичко (ценный дар, возможность), теремок разрушается из-за непрошеных гостей. - 2. Приятные и положительные герои. Современные сказки и мультики часто выводят на центральное место разных монстров, чудовищ или излишне сексуальных персонажей. Не стоит читать или смотреть подобные произведения, поскольку главные герои должны учить малыша доброму и вечному.
- 3. Красивый стиль изложения. Отдавайте предпочтение сказкам (в том числе и народным) в авторской обработке. Приятный язык, доработанный сюжет помогают воспитывать в ребенке эстетический вкус и развивают детскую речь.
Безусловно, сказки оказывают огромное влияние на психологическое развитие детей, но не следует гоняться только за воспитательным эффектом.
А моему ребенку совсем не нравится слушать сказки. Ему 2,5 года, возможно я не правильно рассказываю? Может выслушать коротенькую историю, которую я сама придумываю и то, только про любимые машинки. Очень надеюсь, что это возрастное, ведь так хочется рассказать ему на ночь сказку.
Безусловно, сказки полезны для детей. В некоторых детских центрах организуют сеансы сказкотерапии. Сказка помогает познать окружающий мир, взаимоотношения, дает позитивный настрой.
Сказки для детей это святое, они таким образом успокаиваются, оазвивают воображение и учатся некоторым вещам из сказок, поэтому нужно читать только добрые сказки деткам.