А теперь у нас кризис трех лет

Статья вышла большая и познавательная! Читаем!

кризис трёх летМы успешно взрослеем, преодолели кризис первого года, и теперь нас ждет еще одно очень важное событие взросления! И это кризис трех лет.

В чем же смысл пришедшего кризисного этапа? Как выражается? Как помочь малышу? Да и себе.

На эти и другие вопросы, я постараюсь дать понятные ответы в данной статье.

Хотелось бы отметить (я уже говорила про это в статье о кризисе первого года), что кризис – это не что-то плохое. Это нужное, неотъемлемое, то, что обязательно должно быть в развитии каждого ребенка. Данные кризисные этапы говорят нам, что малыш развивается в нужном направлении и с нужной скоростью.

Кризис – это ступенька в становлении развития психики, а именно кризис трех лет – это развитие сферы социального в вашем ребенке.

Кульминация кризиса трех лет приходится на возрастной промежуток от двух с половиной до трех с половиной лет. Хотя первые признаки могут быть заметны уже в полтора года.

Поговорим о признаках.

  1. Это, конечно же, негативизм. Для того, чтобы с полна разобраться, что же такое негативизм, следует уметь отличить его от простого непослушания. Когда ребенок не послушен, он противится делать то, что не хочет делать. При негативизме, ребенок откажется делать то, что он хотел бы сделать. Смысл в том, что ребенку важно сделать наперекор родителю или другому человеку. Даже если он так делать и не хочет.
    Негативизм – это такие характеристики поведения детей, когда они не хотят делать что-либо только по причине того, что это предложили взрослые. Разберем на примере. Не послушное поведение. «Дима, складывай игрушки и пошли гулять на улицу».
    Дима отказывается, т.к. он хочет еще поиграть с игрушками, и не хочет идти на улицу. Негативизм. — Дима, складывай игрушки и пошли гулять на улицу. – Нет, я хочу еще поиграть! – Хорошо, поиграй. – Нет, я хочу на улицу!Обратите внимание, что ребенок отказывается именно потому, что об этом просит взрослый.
    Еще одна ситуация. Малышке говорят, что у нее красивое белое платьице. На что малышка отвечает, что оно черное! Родитель соглашается, что оно такое и есть. Девочка противится, «Нееет, платье же белое»! При этом всем девочка может отличить белый от черного цвета, просто она говорит все наперекор родителю.
    Негативизм адресуется именно взрослому человеку, а не смыслу просьбы.
  2. Вторая характеристика, которой начинает обладать малыш – это упрямство. Опять же, упрямство выражается, не потому что этого очень хочется, а так как, что малыш просто это уже потребовал. Следует разделать упрямство и настойчивость. При настойчивости ребенок будет упорно добиваться желаемого.К примеру. Малышу очень нравится кататься на велосипеде, именно поэтому он отказывается идти домой. Это настойчивость. При упрямстве ребенок отказывается идти домой.
  3. Новая характеристика – это протест. Малыш протестует против границ разрешенного, против самого воспитания, против повседневного распорядка. Протест может быть направлен против всего, с чем раньше каждодневно малыш имел дело. Мама начинает аргументировать. Ребенок соглашается. Но при следующем предложении снова отказывается. Лишь потому, что уже отказался.
  4. Стремление к самостоятельности. «Я сам!» — самая распространенная фраза трехлеток. Помехи самостоятельности вызывают скандалы, слезы, бурные эмоции.
  5. Обесценивание. Детки перестают ценить то, что ценили до этого. Спектр охватывает всех и все, взрослых, игрушки, занятия, да и собственные эмоции ребеночка. С возникновением данной характеристики у ребенка появляются новые слова, которые имеют обозначением все плохое, негативное. Слова употребляются в отношении вещей, которые не несут отрицательный смысл. Малыш может начать грубить тем, к кому испытывал уважение. Может сказать бабушке, что ее стукнет. Обозвать папу плохим словом. Сказать, что не будет играть в эти дурацкие и неинтересные игрушки.
  6. Деспотизм чаще возникает в семьях с единственным ребенком. У деток появляется желание «властвовать» над окружающими. К примеру, ребенок может запретить маме идти в магазин, и потребовать, чтобы она осталась с ним.
  7. Ревность присутствует в семьях с двумя и более детками. Как не странно, но, то же желание контролировать окружающих и иметь «господство» лежит в недрах ревности.

Смысл кризиса трех лет?

  • Дети считают, что он уже выросли с того воспитания, которое сейчас окружает их.
  • Происходят изменения в социальных взаимоотношениях детей и мира.
  • Происходят изменения самоотношения детей.
  • Мотивация своих действий происходит с позиции отношения к другим.
  • Дети меняют свое отношение к авторитету родителей.
  • Дети хотят проявлять свою личность.
  • Дети хотят, чтобы их самостоятельность признали. Но частично понимают, что еще не готовы к ней.

Плохие советы или как сделать еще хуже!

  • Родитель, настаивай, ты же всегда прав!
  • Сломи его упрямство! И ты добьешься низкой самооценки или твой ребенок перестанет вообще слышать твои слова.
  • Какая самостоятельность?! Все делайте вместо ребенка.
  • Пусть ваш ребенок знает, что его мнение ничего не значит!
  • Ругайте, не переставайте.

И вы воспитаете невротика . Он будет обладать такими качествами как безвольность, малоинициативность, упрямство и жестокость. Все как вы хотели.
Как правильно себя вести при кризисе трех лет?

Ваш малыш уже достаточно подрос, чтобы можно было предоставить ему самостоятельность (только помните, что условие безопасного все еще лежит на вас). Пусть те дела, которые посильны, выполняет сам.

Давайте рассмотрим две ситуации:

  1. Вам и ребенку уже пора выходить в поликлинику. Вы собираетесь, и малыш говорит свои излюбленные слова «Я сам». Мама раздражается, «Как всегда ты будешь медлить, и мы опоздаем», нервно надевает на ребенка куртку. Ребенок начинает «психовать».
    Мама ограничивает самостоятельность ребенка, тем самым ухудшая ситуацию, да и сам кризис.
  2. Та же ситуация. Мама предусмотрела, что малыш захочет быть самостоятельным. И начала сборы на 15 минут ранее. На желание ребенка одеваться самостоятельно, мама соглашается. Мать не пытается «помогать». По итогу она проверяет все ли верно надето.

Второй случай сулит всем хорошее настроение, малыш удовлетворяет свою потребность в самостоятельности. И учится, как правильно следует надеваться. Во втором случае и у мамы и у ребёнка сохраняется позитивное настроение.

кризисРодители должны научиться переключать внимание их чада. К примеру, вы планируете пойти в гости к тете и дяде, но предполагаете, что такой поход воспримется негативно. Дайте ребенку своеобразную иллюзию выбор. Пусть он решит, в какой одежде он пойдет в гости (об этом приеме мы говорили в статье «Мой упрямый малыш»).

Внимание ребенка будет направлено не на сам поход в гости, а на наряд, который следует выбрать. Потребности кризиса будут удовлетворены, и вы с малой вероятностью повстречаете сопротивление и негативизм.

Еще один пример. Вместо того, чтобы сказать «Мы идем на улицу», скажите следующее «Куда ты хочешь пойти гулять в сквер или на детскую площадку?». Ведь ребенок самостоятельный, пусть сам сделает выбор .

Будьте хитрыми родителями. Используйте негативизм вашего чада в своих целях. Вы запланировали прогулку, скажите ребенку «Мы остаемся дома и не пойдем гулять на улицу!». Ребенок в силу своего кризиса ответит «Нет, я хочу идти на улицу!».

Если вы столкнулись с капризами, постарайтесь отвлечь его.

Хвалите ребеночка за его инициативность. Если ребенок взялся за дело, которое пока не в его силах, помогите ему. С помощью вашей помощи, ребенок вскоре освоит это дело самостоятельно.

Периодически корректируйте требования. Вероятно, ребенок уже «вырос» с них.

Капризы и истерики

Более подробно можете прочитать в статье «Капризы и истерики! Что делать?». Самое главное, не делайте акцент на таком поведении. Не удовлетворяйте требования, в противном случае истерика станет способом получения желаемого. Не ругайте. Ребенок в таком состоянии все равно мало что поймет. Кризис усугубится.

4506Постарайтесь «переключить» ребенка на что-либо интересное или необычное. Не замечайте такое поведение. Конечно, это может звучать жутковато, но, не видя вашей реакции, ребенок быстро придет в себя.

Развивайте социальное взаимодействие между вами и ребенком. Попросите ребеночка вам в чем-то помочь. Это ступенька к развитию ответственности и самостоятельности.

Как вы уже знаете, творчество – это прекрасный способ выражения эмоций и чувств. Рисуйте, лепите, делайте подделки. Снимайте напряжение с помощью творчества.

Не забывайте про режим дня, он нужен, чтобы «справляться» с новым поведением. Хороший способ нарисовать режим дня на плакате. Чтобы у малыша было наглядный образец его действий!

Покажите малышу, что он равный вам! Говорите «спасибо» за предоставленную им помощь, спросите разрешение, если берете его вещи. Относитесь уважительно к личности маленького человека, действуйте с ним как с партнером. Ребенку в данном кризисе как никогда это необходимо.

Помните, только на своих ошибках учатся. Если малыш, что-то делает не правильно. Не кидайтесь тут же ему на помощь. Пусть сам поймет, что что-то не так.

Твердое родительское «нет» необходимо в тех случаях, когда ребенок нарушает границы безопасности (бежит под машину).

Терпение, терпение и еще раз терпение. Логика, рациональность, убеждения вряд ли дойдут до малыша с 1-ого раза.

Помните, мы говорили про хитрого родителя? Так вот, желание быть самостоятельным можно направить в своих целях! К примеру, вы собираетесь перейти дорогу. Попросите малыша правильно вас перевести. Не используйте шаблонный вариант «Давай быстро руку, будем переходить!».

Бывает так, что истерики случаются при людях. Дети любят такое дело. Следует переместить ребенка в более безлюдное место. Поставить его в такое же положите, из которого вы его брали (если лежал, то положить), и ждать, не обращая внимания. Не стоит что-то объяснять, подождите.

Подключите к воспитанию игру. Примерно в три годика ролевая игра выходит на первый план. Не хочет кашу, возьмите на помощь куклу и начните ее кормить. Пусть куколка попросит малыша проверить, не горячая ли каша. Ребенок через игры узнает различные роли.

Помогите ребенку понять его чувства и эмоции. Озвучьте их ребенку.

Малыш будет понимать свои переживания, и будет знать, что вы его понимаете и поддерживаете. Если ребеночек упал и заплакал, скажите «Ты упал, ударился, тебе больно и поэтому ты плачешь». Нам такие слова кажутся элементарными, но для деток они необходимы. Реагируйте не только на негативные эмоции, не забывайте про позитивные. «Ты рад, что нарисовал хороший рисунок!».

В заключении хочу добавить очень важную информацию. Следите за собой. За своей речью, за своим поведением, стилем межличностного общения. Ребенок как копирка. И да! Любите, не смотря на слезы и упрямство, любите за то, что малыш есть в вашей жизни! Пусть ребенок это чувствует.

3 комментария к “А теперь у нас кризис трех лет”

  1. Мы через кризис прошли уже. Он у нас проявлялся в истериках и криках. Все ему не нравилось, что не сделай, куда не отведи, в садике вообще концерты устраивал, с детками вел себя грубо. Повели к детскому психологу, она нам все пояснила, что как делать и как вести себя с ребенком, прописала нам успокаивающий мармелад зайчонок. Ребенок пил с удовольствием, тем более что препарат на основе фруктового сиропа, содержит магний и витамин В6, не вызывает сонливости и привыкания. Результат увидели уже через неделю, ребенок стал спокойнее, начал дружить с детками в садике. Все наладилось.

    Ответить
  2. Очень актуальная статья для меня сейчас. Согласна, что кризис это важный этап в развитии. Без него никуда, но в теории выглядит все не сложно, а вот на практике пережить кризис трех лет довольно не просто). Про негативизм и другие советы — я интуитивно их использовала. Действительно, помогают.

    Ответить

Оставьте комментарий